Ведущие мастерской Леонтьева Надежда Валерьевна и Ерыгина Наталья Николаевна, педагоги дополнительного образования МБУДО СЮТ г. Ангарска.
Самая многочисленная из национальностей, проживающих на территории Приангарья — русские (88,3% общего числа жителей). Вторая по численности национальность — буряты (77,7 тысячи человек или 3,2%). Есть места компактного проживания представителей коренных малочисленных народов Севера – эвенков и тофаларов (тофов). У каждого народа есть свои традиции и особенности, свое народное искусство.
В данной мастерской мы научимся делать сувениры с использованием традиционных материалов и орнаментов народов Сибири.
А для начала давайте познакомимся с традициями народов Приангарья.
БУРЯТЫ
Это странное жилище,
В нем хранили сбрую, пищу.
Посредине жгли очаг,
Кочевники жили так:
Если куда-то идешь,
Дом с собою берешь.
ЮРТА - ТРАДИЦИОННОЕ БУРЯТСКОЕ ЖИЛИЩЕ
Бурятская юрта - исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленный для кочевого образа жизни. В юрте жили круглый год - достаточно устойчивая против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасная - за счет подвижной конструкции стен, возможности варьировать площадью, доступность материала, всегда чистый воздух - эти и многие другие свойства складывались в течение 2500-3000 лет.
Юрта органично вписывается в окружающую среду, формой повторяя небесный купол над ней, полукруглые сопки и холмы. В летний зной и жару в ней спасительная прохлада, в холод живой огонь в очаге создаёт равномерный обогрев и особый микроклимат, устраняющий вредную для здоровья человека энергетику, характерную для строений с прямыми углами.
Внутреннее пространство юрты делится на пять частей: центр - гал гуламта, место расположения главного сакрального объекта юрты; северная сторона - хоймор тала, почетная "высокая" часть юрты; западная, правая (баруун) сторона - гостевая или мужская; восточная, левая (яуун) сторона - хозяйственная или женская, юг - выход из юрты.
Кочевой дом состоит из девяти основных элементов:
уняа– струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят. Используются исключительно гибкие породы деревьев: это увеличивает срок службы элементов. Их число достигает шестидесяти;
тооно– специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем. Диаметр «окна» составляет около метра. Обод делают из березы. По периметру в нем высверлены отверстия, в которые устанавливаются жерди свода;
тээнги– опорные столбы конструкции. Их всего два и своим верхним краем они упираются в тооно;
дааган– распорки верхнего обода, служащие для придания ему жесткости. С бурятского языка это слово переводится как «нести на себе»;
урхэ – покрытие юрты. К каждому его углу привязывались длинные веревки, которые доходили до нижнего края решетчатого основания. При необходимости можно было приподнять урхэ, потянув за веревку. Тогда в юрту образовывалось дополнительное отверстие для поступления свежего воздуха и света;
туургэ– войлок, покрывающий боковые части жилища. Каждый рулон в длину достигает трех метров. Его поверхность обязательно обрабатывается специальным антисептическим раствором из табака, кислого молока и соли;
зээг– волосяные веревки, крепящиеся по верхнему краю покрытия. Войлоком сначала закрывают юго-западную часть юрты, затем – юго-восточную и только после этого закрывают остальные части жилища. Такой порядок продиктован необходимостью максимальной защиты от холодных северо-западных ветров;
дээбэринакидываются после туургэ. Они представляют собой два огромных куска войлочного покрытия, узкого вверху и широкого снизу. Наиболее толстый и плотный войлок всегда располагается на северо-западной части юрты;
хошлон– пояса из конского волоса, которыми юрта перетягивается сверху войлочного покрытия. Они удерживают верхние и средние части утепления. Внизу покрытие перетягивалось войлочными лентами, а при необходимости накрывались сухим навозом.
По бурятской традиции юрта делилась на две половины. Получалось,что женская часть была левой, а мужская – правой.Это очень важный нюанс, поскольку все, что связано с понятием «левый» считалось чужеродным и потусторонним. Запрещается принимать гостей в левой половине юрты. Непозволительно подносить им напиток или еду левой рукой: это считается пожеланием смерти. Женщинам, проживающим в левой части юрты, вовсе не запрещалось находиться в мужской половине. Запрет не касался дочерей и жены, но он был и относился к невесткам. Так подчеркивалось, что в доме есть «чужая кровь».
На правой стороне хранились конская сбруя, охотничий инвентарь - то есть предметы, имеющие отношение к специфике мужского труда. Здесь же вдоль стены, стояли друг за другом одна две деревянные кровати. В богатых домах кровати были сделаны из древесины кедра. Иногда устанавливали просто лежанки - широкие плахи на круглых чурках, где спали члены большой семьи.
На левой стороне (правая при входе) размещались предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним хозяйством занимается женщина, эта часть считается женской.
Очаг
Очаг в доме кочевников был не просто плитой для приготовления пищи, а символом – семьи, единства и благополучия. Гал гуламта – центр бурятской юрты, вокруг которого протекает жизнь многих поколений. Это точка отсчета и одновременно оберег, который отгораживает семейную вселенную от неприятностей остального мира. Огонь издавна считался живым существом. Его оберегали, с ним разговаривали, ему угождали. С костром принято было обсуждать текущие дела, сетовать на беды, делиться радостью, просить совета в трудной ситуации. В ночное время очаг должен гореть постоянно. Он оберегает жилище от нечистой силы и злых помыслов; освещает дорогу душам обитателей юрты, странствующим во время сна. С очагом семьи связано множество запретов, соблюдение которых напрямую связано с благополучием семьи.
Выполни упражнение и ты узнаешь эти запреты.
У бурят есть свои национальные костюмы. Художник Анастасия Свинарева нарисовала национальные костюмы западных бурят (эхиритов и булагатов).
Мужская одежда - это традиционный халат (зимний - дэгэл, дэли, летний - тэрглиг), перетянутый в талии поясом, с запахом обязательно направо. Выполнив упражнение, вы еще больше узнаете о бурятском костюме.
Друзья, приглашаем вас посетить мастерскую "Закладка в бурятском стиле" Леонтьевой Надежды Валерьевны, педагога дополнительного образования Станции юных техников г. Ангарска, Иркутской области.
В мастерской вы познакомитесь с техникой декупаж. Для создания изделий в данной технике нам понадобятся салфетки с бурятскими мотивами. К большому сожалению в магазине мы такие салфетки не нашли. Но мы их сделаем своими руками. Для этого нам понадобится цветной принтер. Если его у вас нет, можно сделать заготовку, взять с собой на электронном носителе файл с рисунками и воспользоваться услугами специализированных сервисов. Скачать файл с рисунками.
Если захотите, можете сфотографировать вашу работу и отправить нам фото через форму обратной связи на странице сайта Выставка. ИО будет очень рада посмотреть на ваше творение!
Вы можете сделать в технике декупаж и другие изделия. Но для этого более подробно изучите бурятские орнаменты.
Чтобы узнать более подробно о том как устроен чум, выполните интерактивное упражнение:
У многих народов, проживающих в нашей стране, есть свой язык. И каждый из них по-своему индивидуален, у каждого есть своя изюминка, сложность, секрет и острота. Все они звучат по-своему красиво. У эвенков тоже есть свой язык. Если интересно, вы можете познакомиться с некоторыми словами из Картинного словаря эвенкийского языка.
Эвенки- малочисленный коренной народ, традиционно проживащий на территории Прибайкалья, Бурятии, Якутии, Забайкальского, Хабаровского и Приморского краев. В старину эвенков Восточной Сибири называли тунгусами, забайкальских -орочами. У эвенков, как и у других народов, есть свои песни, сказки, пословицы и загадки. Попробуйте их отгадать.
Решите кроссворд "Старые эвенки говорят"
Орнамент (узор) на традиционной одежде народов Прибайкалья - это не просто украшение. В орнаменте зашифрована информация об окружающем мире и человеке. Орнаменты играют роль оберегов, мешают проникновению злых духов в одежду. Считается, что изображения священных для эвенков животных - лося, оленя, гагары обладают магической силой, защищают человека от зла, приносят удачу, влияют на происходящие события.
Выполните интерактивное упражнение "Эвенкийский национальный костюм".
Друзья, приглашаем вас посетить мастерскую "Элементы народного костюма Эвенков" Ерыгиной Натальи Николаевны, педагога дополнительного образования Станции юных техников г. Ангарска, Иркутской области.
Если захотите, можете сфотографировать вашу работу и отправить нам фото через форму обратной связи на странице сайта Выставка. Наталья Николаевна будет очень рада посмотреть на ваше творение! Вы также можете сделать и другие элементы костюма эвенков, как это сделали ученики Натальи Николаевны. Фотоальбом.